Фантастическая реальность Александра Саидова: волшебные миры, продуманные до мелочей
Творческий метод и стиль, избранные Александром Саидовым, основываются на глубоком понимании крупнейших стилевых направлений мировой живописи. Художник опирается не только на основы реализма, но и на классические живописные технологии, свойственные европейскому искусству XVII-XVIII веков.
<p>Практически все свое время художник Александр Саидов посвящает творчеству, хотя до своего тринадцатилетия и первого посещения Эрмитажа он не придавал значения занятиям рисунком и живописью. После путешествия в Ленинград с отцом-художником и полученных впечатлений от коллекции крупнейшего музея страны, Александр с энтузиазмом окунулся в мир изобразительного искусства. Он начал ходить в художественную школу, а в пятнадцать лет поступил в художественное училище, где отдавалось предпочтение импрессионистической манере письма.</p>
<p> </p>
<p>Переосмысляя опыт, полученный в художественном училище, Александр Саидов уже тогда понимал, что ему близко иное направление. Изначально он интересовался мастерами Средневековья и Возрождения, изучал их принципы передачи светотени и объема, пытался найти компромисс между интересной ему сложной детализацией и импрессионистичным пониманием света и цвета. Глядя на произведения Леонардо да Винчи, Босха, Дюрера, юный художник придумывал своих персонажей, рисовал биологические организмы в полусказочном пространстве и то, как они взаимодействуют. Так было положено начало самостоятельному творческому пути Александра Саидова.</p>
<p><em>«Художник это тот, кто может создавать новые миры, как не выбрать такую профессию…»</em></p>
<p>Годы, проведенные в армии, также оказались продуктивными для творческого становления художника. С 1989 по 1991 Александр Саидов служил в батальоне с чертежниками, выпускниками Краснодарского и Астраханского художественных училищ. Для художника это был период графики, поскольку возможности заниматься живописью практически не было. Его творческое внимание продолжало погружаться в сюрреалистические миры, в этот период художник осваивал выразительные приемы на стыке реализма и формализма.</p>
<p>Спустя несколько лет, получив необходимый опыт и знания, Александр Саидов вернулся к глубоко детализированному реализму и занялся освоением портретного и пейзажного жанров, считая, что это ключ к коммерческому успеху. В его работах акцент постепенно сместился на демонстрацию реалистического мастерства с опорой на традиции старой европейской школы XVII века. Развитие в этом направлении принесло Саидову новые знакомства с другими художниками, способствовало обмену творческими идеями. Однако вскоре он осознал, что достоверное копирование предметного мира не представляет для него интереса, и далее стал стремиться к созданию собственной художественной реальности. В этот период на Александра Саидова особое впечатление произвели произведения в стиле романтизм, творчество Джованни Баттиста Пиранези, Прерафаэлитов и Назарейцев. В картинах Александра Саидова реалистические черты начали сочетаться с фантастическими элементами и нотами символизма. При этом художник развивался в нескольких жанрах: писал натюрморты, фантастические архитектурные пейзажи и сюжетные композиции с людьми и сказочными персонажами, вплетая приемы стилизации в реалистическую канву.</p>
<p><em>«</em><em>Всегда есть выбор, начать создавать свой мир, или присоединиться к существующему и обогатить его, давая дополнительную детализацию или придумав какое-то ответвление внутри этого мира. У меня есть оба этих подхода... </em><em>Сюжетные композиции захватывают меня больше всего, появляется азарт, желание увидеть результат, а вот натюрморт я вижу сразу таким, каким он будет и задача уже иная – скорее на внимательность к поставленным предметам».</em></p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>В более ранний период творчества Александру Саидову нравилась именно степень реалистичности, которой ему удавалось достичь в натюрмортах. Художника никогда не переставал вдохновлять академический реализм XIX века, мебель и предметы интерьера эпохи барокко, а также мастерство итальянских художников Раннего Возрождения. Благодаря внимательному изучению натуры и накопленному опыту написания реалистичных натюрмортов с высокой степенью детализации, художник смог впоследствии воплотить свою основную идею, ставшую лейтмотивом его творчества: а именно – изображать реалистично любые вымышленные объекты. В произведениях позднего периода художник начинает уделять внимание не только визуальному компоненту, но и тому, как его произведения воздействуют на зрителя, какие они формируют настроения и переживания. В частности, целая серия работ Александра Саидова посвящена ощущениям счастливого пребывания в мире. В некоторых картинах неуловимый флер счастливого благополучия перекликается с ностальгическими переживаниями или с необъяснимой тревогой о возможной утрате гармонии.</p>
<p> </p>
<p>Композиции в картинах Александра Саидова продуманы до мелочей, каждая деталь воображаемого мира кажется реальной, а манера письма и подача настолько убедительны, что зритель невольно начинает верить, что все изображенное не плод фантазии художника, а реально существующий мир, со своими законами и течением жизни. В некоторых произведениях художника фантастический мир основан на уже знакомых широкому кругу зрителей памятниках литературы, мифах и легендах, религиозных текстах. Среди них тема райского сада и населяющих его ангелов, или мир амуров, вооруженных стрелами, которые любому способны причинить душевные муки. Эти миры существуют в нашем культурном пространстве уже тысячи лет. Однако художник стремится представить их зрителю с иного ракурса, погружается в детали, о которых невозможно найти информацию в священных текстах или мифах. Саидов углубляется в парадоксальные противоречия и нюансы, о которых никто никогда не задумывается. Например, художник выстраивает в своем воображении, а затем переносит на холст, архитектурные конструкции, в которых живут ангелы или существа, созданные Творцом, но не понравившиеся ему. Более того, художник не ограничивается исследованием уже существующих миров, он развивает и свои фантастические миры, давая волю собственному воображению. Мир живой геральдики Александра Саидова населен ожившими геральдическими символами и существами. По мнению художника, все символы – это стилизованные, графически упрощённые изображения реальных предметов, животных, растений, в которых сконцентрированы определенные свойства. Например, Лев – власть, ключ – секрет... Художник возвращает геральдические символы в трёхмерное пространство, сохраняя их гиперболизированную, гротескную форму. Созданные из них сюжетные комбинации генерируют неожиданные новые смыслы. В ряде произведений Александра Саидова прослеживаются тенденции к объединению различных фантастических миров, однако художник считает, что часть созданного не сможет вписаться в общий мир и навсегда останется отдельно существующей.</p>
<p> </p>
<p>Художник в своих картинах стремится максимально тонко передать все нюансы, в результате чего композиции иногда производят впечатление чрезмерной сложности, даже вычурности. Однако при этом вдохновение Александр Саидов ищет в простых вещах, а точнее в самой красоте – в понравившихся предметах, приятных глазу фотографиях. Иногда он ищет вдохновение в произведениях других художников, навевающих своей недосказанностью на философские размышления, которые, в свою очередь, хочется визуализировать. Среди художников, вдохновляющих Саидова, не только вышеупомянутые Иероним Босх и Леонардо, но и Паоло Уччелло, Пьеро дела Франческа, Матиас Грюневальд, Ханс Рудольф Гигер и Марк Райден.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p><em>«…но в одном художнике, все, что меня радует, так и не сошлось, и, я думаю, это невозможно. Я, наверное, и стал художником, чтобы соединить в своих картинах все, что мне нравится. Работаю над тем, чтобы это удалось, но некоторые вещи не соединяются, это как на фото – когда снимаешь солнечный день: или тени чёрные, или света засвечены!» </em></p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Идеи некоторых картин художника уходят корнями в детские воспоминания и впечатления. Например, прочитав «Маугли» Редьярда Киплинга, еще в школьный период, Александр Саидов был глубоко впечатлен описаниями старинного города с заросшими растительностью руинами дворца. Этот эпизод из книги, в котором Маугли отправился в заброшенный город за «железным зубом», настолько вдохновил художника, что спустя двадцать лет Александр Саидов захотел выяснить, где именно в Индии находится это место. Однако оказалось, что с тех пор были проведены реставрационные работы и некогда руинированный и покрытый зарослями дворец теперь выглядит совсем иначе. Узнав об этом, художник продолжил поиски места, которое бы совпало с образами из его ранних воспоминаний – и нашел его в Камбодже! Не раздумывая, Александр Саидов отправился в путешествие, чтобы собрать материалы для новой картины, действие которой, по замыслу художника, должно было происходить в XVIII веке.</p>
<p> </p>
<p>Сюжет произведения состоял в том, что два европейца, мужчина и женщина, попадают в сказочно красивый экзотический лес, и находят там полуразрушенный дворец в восточном стиле. Европейцы с интересом рассматривают руины дворца, скульптуру и фрагменты рельефов, изображающие людей из давно ушедшей эпохи. Зрители картины, в свою очередь, с интересом смотрят на этих персонажей XVIII века, так как для нас этот период тоже безвозвратно ушедшая эпоха. В процессе работы над картиной Александр Саидов пригласил натурщиков, с которыми была проведена фотосессия в костюмах XVIII века. Подобрать костюмы, соответствующие эпохе, удалось быстро, арендовав их в местном театре. Однако в процессе работы возникла сложность – у мужчины никак не получалась нужная художнику поза, в которой он должен был рассматривать в монокль рельеф с обнаженной танцовщицей. В результате, Александр Саидов сам оделся в костюм и выступил моделью для собственной картины, включив в нее, таким образом, свой автопортрет. Тем самым, художник одновременно стал героем своей картины и в очередной раз погрузился в яркие впечатления, связанные с прочтением любимой книги.</p>
<p><em>«</em><em>Все фантастические миры – это порождение архетипического бессознательного, общего для всех людей, и поэтому мы легко можем погрузиться в такой мир, хотя никогда его не видели в реальности...</em><em>В моих творческих планах – продолжать исследовать вымышленные миры и взаимодействие архетипов. Меня захватил этот мир. Визуализация нового найденного смысла через хорошую реалистическую живопись с элементами гиперболизации – вот что очень меня увлекает».</em></p>
<p> </p>
<p>Считая себя современным художником, Александр Саидов, тем не менее, работает в классической технике: живопись в его картинах тонкая, лессировочная, в традициях европейских мастеров XVII-XVIII веков. Художник развивается через адаптацию новых идей на классическом фундаменте. Иными словами, в творчестве ему в большей степени близка эволюция, а не революция, когда все самое лучшее из прошлого включается в современное. </p>
- Разговор с художником: Наталья Нестерова
- Разговор с художником: Ольга Горбунова
- Разговор с художником: Алексей Чернигин
- New Artists
- Основываясь на опыте создания граффити, Сергей Акрамов привносит в свои картины художественные эффекты и техники, присущие стрит-арту.
- Художник Николай Петров родился и вырос в Аламетьевске, в Республике Татарстан, и посвятил свое творчество изображению природы родного края.
- Герои произведений Натальи Говорухиной могут показаться вымышленными персонажами, а истории, разворачивающиеся в картинах, – сказочными. Однако на самом деле все произведения основаны на реальных событиях, и прототипы для персонажей взяты художником из жизни.
- Художник Андрей Елецкий работает в разных жанрах и нередко в своих произведениях экспериментирует с формой, стилистикой и сочетаниями цветов.
- В своих акварельных работах художник Наталья Дмитриева делится впечатлениями от поездок по России и за ее пределами.
- Разговор с художником. Александр Саидов
- Не пронзенные не допускаются. Персональная выставка Александра Саидова
- Разговор с художником. Леонид Варушкин
- Произведения Ольги Суворовой привлекают ценителей искусства и коллекционеров со всего мира благодаря разнообразию стилевых тенденций и отсылкам к различным историческим эпохам.
- Глядя на картины Станислава Круппа, сложно поверить, что их автор, вдохновленный стилем Модерн, начинал свой творческий путь в небольшом российском городе Каменск-Уральский.
- Суровая материя. Персональная выставка Александра Грекова
- Разговор с художником. Александр Перминов
- About: Маша Ив
- Подборка месяца: апрель
- Разговор с художником. Юрий Первушин
- Для того, чтобы стать еще более узнаваемыми за рубежом, мы начали сотрудничество с сайтом kayak.com
- Выставка Анастасии Нестеровой в Санкт-Петербурге
- Пейзажи пермской художницы Анастасии Поповой, балансирующие на грани с абстракцией
- Городские пейзажи столицы Урала глазами художника-путешественника Сергея Прохорова
- "За кулисами природы" - выставка пейзажей Андрея Мамаева в RakovGallery Санкт-Петербург
- Созвучие цвета и поэзии в живописном проекте «Небесная канцелярия» художника Александра Олигерова
- "Свет простых вещей": выставка живописи Юрия Первушина в RakovGallery в Санкт-Петербурге
- Встреча с кураторами проекта «Индустриальность и культура» Дмитрием Москвиным и Дарьей Маликовой 18 апреля 17:00
- В своем творчестве Александр Греков следует традициям русской реалистической школы, его картины впечатляют высоким уровнем владения техникой масляной живописи. Однако при этом работы художника существенно отличаются от произведений классиков русского искусства нестандартными композиционными приемами и сюжетами.
- Оставаясь верным своей эстетике и взглядам на предметный мир, в своих произведениях Юрий Первушин решает живописные задачи, используя яркие, контрастные цвета. Многие новые работы художника выделяются необычными цветовыми мотивами.
- Мечты о Прекрасном: творчество Аллы Липатовой и Николая Резниченко
- Силуэты бесконечности: живопись и графика петербургского художника Юрия Первушина
- RakovGallery в Санкт-Петербурге 3 года!
- Интервью Анны Березовской в журнале "Караван историй"
- В четырех стенах: как подобрать картину под интерьер
- Искусство XXI века: есть ли у него будущее?
- СЕНСАЦИЯ! В Екатеринбург приезжает неоимпрессионист Прохоров Сергей. В галерее пройдет встреча и мастер-классы. Откройте дивный мир импрессионизма! Вход по записи.
- Часто ли Вы встречаете в искусстве образ дерева? Давайте задумаемся, как и откуда это появилось и почему до сих пор это так популярно
- “ЗОЛОТАЯ 7-ка ПРАВИЛ” : Как самостоятельно и творчески подойти к подбору картин в пространство
- О творчестве художницы, получившей всемирную известность, картины которой стирают границы времени и создают единое поле ценителей искусства по всему миру.
- Многогранность творчества и истоки вдохновения Николая Резниченко тесно связаны с увлечённостью художника традиционным и религиозным искусством.
- Приглашаем погрузиться в мир творчества уникального живописца Вадима Зайнулина и насладиться красотами природного Урала.
- Творчество и работы одного из самых известных художников Урала Алексея Валентиновича Ефремова.
- Стоит ли инвестировать в искусство?
- Полотна известных художников доступны каждому
- Обнаженное искусство
- Искусство, каким вы его еще не видели
- Северное возрождение в работах Армена Гаспаряна
- Образы, наполненное простотой: живопись Николая Резниченко
- Абстрактный сюрреализм в живописи Евгения Гусельникова
- Проблема экологии: актуальнй тренд в современном искусстве
- Творческий мир Алишера Кушакова
- Основные проблематики грядущего Международного культурного форума в Санкт-Петербурге, 2019
- Монументальная живопись Владимира Кириллова
- Зачем ярмарки современного искусства нужны в России?
- История создания художественной галереи